Перемены в продажах электромобилей: может ли рынок адаптироваться?
Правительство в нашей стране продолжает корректировать свою позицию в отношении электромобилей, время от времени инициируя меры, направленные либо на поддержку, либо на ограничение их продаж. Начиная с 1 января текущего года, новая система утилизации значительно увеличила стоимость сборов, что стало серьезным ударом для покупателей. Утилизационный сбор на электромобили увеличился в 20 раз, а его размер теперь сопоставим с аналогичными ставками для автомобилей с ДВС — с 32 600 рублей до 667 400 рублей. Как результат, в первые три месяца 2024 года продажи упали на 52% — с 3844 в четвертом квартале 2023 года до 1854 единиц за первый квартал 2024 года. Однако к концу второго квартала объем продаж несколько восстановился до 2546 единиц, а в третьем квартале был зафиксирован вывод на рынок 3586 электромобилей.
Вопрос заключается в том, как будет развиваться рынок в будущем? В прошедшем году перед зимним спадом месячные продажи держались на уровне 1200 автомобилей, тогда как в текущем 2024 году наблюдаются такие результаты: 795 в апреле, 786 в мае, 965 в июне, 1257 в июле, 1082 в августе и 1247 в сентябре. Анализ моделей 2025 года показывает, что за аналогичный период было продано 196 в апреле, 334 в мае, 430 в июне, 543 в июле, 481 в августе и 597 в сентябре. На складах накопилось значительное количество машин, произведенных как в прошлом, так и в позапрошлом годах.
При условии очередного повышения утильсбора с 1 ноября текущего года можно ожидать, что продажи электромобилей сохранятся в диапазоне 1000-1200 машин в месяц вплоть до лета. Однако изменения в правилах утильсбора скорее всего повлияют на импорт: из 7986 зарегистрированных в 2024 году электрических автомобилей большая часть имеет мощность более 80 «лошадей», что лишит их возможности оформления по льготной ставке.
Если обратиться к деталям третьего квартала, лидером продаж вновь стал Zeekr, реализовавший 891 автомобиль, но наблюдается снижение его доли на российском рынке: с 38% в IV квартале 2024 года до 25% в III квартале 2024 года. Завод «Москвич» успешно сокращает запасы электромобилей модели 3е, продав 430 машин, из которых 417 были переданы юридическим лицам. Evolute смогла найти покупателей на 539 своих автомобилей, но даже её бестселлер, модель i-Pro, не смогла превзойти результат «Москвича 3е» с его 363 продажами.
Несмотря на расширение сети продаж, модель A5 от Amberauto показала низкий результат в 277 штук. Спрос на Ora также оставляет желать лучшего – было продано всего 50 автомобилей. Avatr произвел 263 продажи, а BYD — 258. Остальные производители не смогли значительно увеличить объем продаж: например, у BMW было реализовано 51 электромобиль, а Porsche продал лишь 15 своих моделей. Tesla сумела найти 142 покупателя на свою продукцию, включая 12 пикапов Кибертрак, а Geely EX5 зафиксировала продажи на уровне 97 единиц.
Финальная новость касается модели Eonyx М2 — в сентябре её приобрели два юридических лица и один частный покупатель, что является положительным знаком для новичка «Автотора» на отечественном рынке. Судя по всем данным, можно с уверенностью сказать, что рынок электромобилей продолжает меняться на фоне новых экономических реалий.