Реформа утилизационного сбора: обращение OAR в Минпромторг

Объединение автопроизводителей России (ОАР) обратилось к Минпромторгу с предложением по изменению существующего порядка начисления утилизационного сбора на автомобили. Целью является борьба с «серым» импортом, который осуществляется путем оформления автомобилей на физических лиц. ОАР представляет интересы таких компаний, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ и КАМАЗ. По информации Интерфакс, в обращении, направленном министру Алиханову, подчеркивается необходимость обновления устаревшего постановления правительства №1291, принятого в декабре 2013 года. Для этого производители предлагают перейти к расчета утильсбора на основании мощности двигателя, а не его объема, так как современные автомобили часто имеют мощные турбомоторы с небольшими объемами. Существующая ситуация заключается в том, что одинаковая сумма утилизационного сбора применяется к автомобилям, относящимся к разным ценовым категориям. Например, бюджетный седан Changan Alsvin с ценником 1,85 миллиона рублей и с объемом двигателя 1,48 литра облагается налогом в размере 677,4 тыс. рублей, что также относится к BMW X3 с ценой 8 миллионов рублей и объемом 1,99 литра. В ОАР отмечают, что действующая система не обеспечивает должного дифференцирования между люксовыми и бюджетными автомобилями. К тому же, негативное влияние на рынок оказывается созданием льготных ставок на утилизационный сбор для физических лиц. На данный момент такие лица платят значительно меньшие суммы при ввозе автомобилей, что ведет к увеличению серого импорта. В 2024 году доля автомобилей, ввозимых физическими лицами, находилась в пределах 1 до 50%, тогда как в 2025 году она выросла до 50-70%. Это привело к наводнению рынка иномарками, не имеющими гарантии и сервисного обслуживания. Более того, федеральный бюджет теряет миллиарды рублей из-за попытки обхода высоких ставок утилизационного сбора для юридических лиц.